Интегрированное обучение и воспитание — это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Так как для большинства детей с ОПФР характерны следующие особенности:
- выполняя возможные для своего возраста действия, дети нуждаются в помощи взрослого;
- отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру. При этом дети болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих);
- проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления;
- нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.
Необходимо обеспечить детям с особенностями в развитии особую образовательную среду.
Адаптивная образовательная среда – это не отдельно взятые объекты, а система. Совокупность всех средовых ресурсов модифицируемых определенным образом, обусловлена ограничениями, возникающими у детей при интеллектуальной недостаточности направлена на создание условий, облегчающих процессы восприятия, передвижения и пространственной ориентировки, планирования и реализации видов деятельности.
Выделяют 4 основные группы средовых ресурсов:
- предметные;
- пространственные;
- организационные;
- социально-психологические.
Остановимся подробнее на каждом из них на примере старшей интегрированной группы для детей с интеллектуальной недостаточностью
Предметные ресурсы: мебель, игрушки и игровые материалы, дидактические игры и др.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью длительное время остается в области сенсомоторной системы поведения, поэтому в группе необходимо предусмотреть игры для развития сенсорно-перцептивной сферы:
- для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани и других материалов.
Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики в группе рекомендуется иметь спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи. Для развития мелкой моторики дидактические игрушки (пирамидки, башенки, матрешки), наборы мозаики и пластмассового конструктора, мелкие предметы (фишки, пуговицы)
Недоразвитие предметной, игровой и продуктивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью обуславливает подбор достаточного количества игрушек и игрового материала:
- игрушки и игровые материалы, моделирующие семейные отношения: куклы, кукольная мебель, домашние принадлежности;
- игрушки и игровые материалы, моделирующие отношения вне дома: дикие и домашние животные, различные виды транспорта и другой техники;
- игрушки и игровой материал для выражения творческой экспрессии: материал для изобразительной деятельности;
- полифункциональный игровой материал: кубики, строительный материал, конструкторы разного размера и из разного материала.
Игрушки и игровой материал следует систематически обновлять с целью формирования у детей интереса и любознательности, повышения мотивации деятельности.
Для детей интеллектуальной недостаточности создаются условия, побуждающие их к активности. В предметной среде используется специфическая организация пространства с «пассивным ассортиментом»: шариковый бассейн, разнофактурные сенсорные шары, модульные массажные коврики, емкости с кинезиологическим песком для проведения пескотерапии, сказкоигротерапии.
Для проведения специально-организованной деятельности детей педагогу рекомендуется иметь: учебные пособия, иллюстративный материал.
С целью формирования полноценных образов предметов и явлений окружающей действительности необходимо подбирать иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы), который должен быть выполнен в реалистическом плане, цветном или графически четком черно-белом изображении.
Пространственные средовые ресурсы. Пространственные ресурсы тесно взаимосвязаны с предметными ресурсами и предполагают наличие для каждого центра и уголка специфичных предметных ресурсов: учебный центр — учебные пособия; игровой центр – игрушки и игровой материал и т.д.
Характеристика пространственных ресурсов образовательной среды. Среди средовых ресурсов значительное внимание отводится пространственным ресурсам, которые предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки воспитанников.
Особенности пространственной ориентировки, трудности коммуникативного общения обуславливают необходимость «символического сопровождения» пространственных ресурсов. Изолированность и зависимость ребенка с интеллектуальной недостаточностью от внешних условий может быть преодолена с помощью символов (пиктограммам), которые должны быть конкретными и простыми для понимания.
Организационные ресурсы направлены на восстановление и укрепление здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение переутомления воспитанников и реализуются на основе систематического контроля со стороны, педагогов и родителей. Общий распорядок дня предусматривает: образовательную деятельность, прогулку, сон, время для организации игровой, трудовой, оздоровительной, художественной деятельности. При организации любого вида деятельности, связанного с психическим или физическим развитием, у детей данной категории быстро возникает перенапряжение нервной системы, утомление, что оказывает влияние на снижение работоспособности, отвлекаемость и ослабление внимания. Таким образом, необходимо своевременно чередовать различные виды деятельности, предусмотренные распорядком, планировать физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие повышение жизненного тонуса, активность и работоспособность детей.
Таким образом, специфика организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому ребенку «своего места», где он будет принят таким, каков он есть, и сможет максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее яркость, необычность, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и становятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.