Группа интегрированного обучения и воспитания

Так как для большинства детей с ОПФР характерны следующие особенности:

  • выполняя возможные для своего возраста действия, дети нуждаются в помощи взрослого;
  • отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру. При этом дети болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих);
  • проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления;
  • нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.

Необходимо обеспечить детям с особенностями в развитии особую образовательную среду.

Адаптивная образовательная среда – это не отдельно взятые объекты, а система. Совокупность всех средовых ресурсов модифицируемых определенным образом, обусловлена ограничениями, возникающими у детей при интеллектуальной недостаточности направлена на создание условий, облегчающих процессы восприятия, передвижения и пространственной ориентировки, планирования и реализации видов деятельности.

Выделяют 4 основные группы средовых ресурсов:

  1. предметные;
  2. пространственные;
  3. организационные;
  4. социально-психологические.

Остановимся подробнее на каждом из них на примере старшей интегрированной группы для детей с интеллектуальной недостаточностью

Предметные ресурсы: мебель, игрушки и игровые материалы, дидактические игры и др.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью длительное время остается   в   области   сенсомоторной   системы   поведения, поэтому в группе необходимо предусмотреть игры для   развития   сенсорно-перцептивной   сферы:

  • для развития зрительного   восприятия: образцы   цветной   бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
  • для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
  • для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани и других материалов.

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики в группе рекомендуется иметь спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи. Для развития мелкой моторики дидактические игрушки (пирамидки, башенки, матрешки), наборы мозаики и пластмассового конструктора, мелкие предметы (фишки, пуговицы)

Недоразвитие предметной, игровой и продуктивной деятельности детей   с интеллектуальной   недостаточностью   обуславливает   подбор достаточного количества игрушек и игрового материала:

  • игрушки и игровые материалы, моделирующие семейные отношения: куклы, кукольная мебель, домашние принадлежности;
  • игрушки и игровые материалы, моделирующие отношения вне дома: дикие и домашние животные, различные виды транспорта и другой техники;
  • игрушки и игровой материал для выражения творческой экспрессии: материал для изобразительной деятельности;
  • полифункциональный игровой материал: кубики, строительный материал, конструкторы разного размера и из разного материала.

Игрушки и игровой материал следует систематически обновлять с целью   формирования   у   детей   интереса   и   любознательности, повышения мотивации деятельности.

Для детей интеллектуальной недостаточности создаются условия, побуждающие их к активности. В предметной среде используется специфическая организация пространства с «пассивным ассортиментом»: шариковый бассейн, разнофактурные сенсорные шары, модульные массажные коврики, емкости с кинезиологическим песком для проведения пескотерапии, сказкоигротерапии.

Для проведения специально-организованной деятельности детей педагогу рекомендуется иметь: учебные пособия, иллюстративный материал.

С целью формирования полноценных образов предметов и явлений окружающей действительности необходимо подбирать иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы), который должен быть выполнен в реалистическом плане, цветном или графически четком черно-белом изображении.

Пространственные средовые ресурсы. Пространственные   ресурсы тесно   взаимосвязаны с предметными ресурсами и предполагают наличие для каждого центра и уголка специфичных предметных ресурсов: учебный центр — учебные пособия; игровой центр – игрушки и игровой материал и т.д.

Характеристика пространственных ресурсов образовательной среды.  Среди  средовых   ресурсов   значительное   внимание   отводится  пространственным   ресурсам, которые   предусматривают   создание условий   для   свободного   перемещения   и   ориентировки   воспитанников.

Особенности пространственной ориентировки, трудности коммуникативного общения обуславливают необходимость «символического сопровождения» пространственных ресурсов. Изолированность и зависимость ребенка с интеллектуальной недостаточностью от внешних условий может быть преодолена с помощью символов (пиктограммам), которые должны быть конкретными и простыми для понимания.

Организационные ресурсы направлены на восстановление   и   укрепление   здоровья, поддержание   работоспособности, предупреждение переутомления   воспитанников   и реализуются   на основе   систематического   контроля   со   стороны, педагогов и родителей. Общий распорядок дня предусматривает: образовательную деятельность, прогулку, сон, время для организации игровой, трудовой, оздоровительной, художественной деятельности. При организации любого вида деятельности, связанного с психическим или физическим развитием, у детей данной категории быстро возникает перенапряжение нервной системы, утомление, что оказывает влияние на снижение работоспособности, отвлекаемость и ослабление внимания. Таким образом, необходимо своевременно чередовать различные виды деятельности, предусмотренные распорядком, планировать физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие повышение жизненного тонуса, активность и работоспособность детей.

Таким образом, специфика организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях образо­вательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому ребенку «своего места», где он будет принят та­ким, каков он есть, и сможет максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее яркость, необычность, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и стано­вятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.