Согласно пункта 1 статьи 262 Кодекса об образовании Республики Беларусь определено, что специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, формирование необходимых им в самостоятельной жизни компетенций.
В учреждении дошкольного образования дети с особенностями психофизического развития получают коррекционно-педагогическую помощь в группе интегрированного обучения и воспитания, в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи и в пункте коррекционно-педагогической помощи.
Группы интегрированного обучения и воспитания
В 2024/2025 учебном году в государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Смолевичи «Звездочка» функционируют 2 группы интегрированного обучения и воспитания: вторая младшая группа №5, средняя группа № 7.
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Общие требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования определены Кодексом, образовательным стандартом, учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, программами специального образования.
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
с интеллектуальной недостаточностью;
нарушениями психофизического развития (трудности в обучении);
с тяжёлыми нарушениями речи;
с нарушениями зрения;
с нарушениями слуха;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с аутистическими нарушениями.
Интегрированное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования организуется в следующих формах:
специальная группа;
группа интегрированного обучения и воспитания.
Образовательная интеграция – процесс двухсторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, и дошкольное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с особенностями психофизического развития и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных групп, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка.
Основными задачами деятельности групп и классов являются:
освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
Зачисление воспитанников в группы интегрированного обучения и воспитания производится на основании заявлений законных представителей, заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома, медицинской справки установленной формы.
Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)
ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи, основной целью работы которого является оказание учителем-дефектологом коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим легкие нарушения речи.
Отличия ПКПП от группы для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в группе для детей с ТНР. В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании занятий групп нет времени, специально отведенного для занятий в ПКПП, поэтому учителю-дефектологу приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению учебной программы дошкольного образования. Основными формами организации работы с детьми в ПКПП являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20 минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Учитель-дефектолог в ПКПП вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада. Нет тесной взаимосвязи с воспитателями дошкольного образования, которые работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
На учителя-дефектолога в группе для детей с ТНР приходится 12 детей (при условии соблюдения нормы), состав детей не меняется в течение года. В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у учителя-дефектолога занимается более 24 детей. В группе для детей с ТНР дети имеют, в основном, одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В ПКПП одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты), что усложняет работу учителя-дефектолога. Как правило, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее группу для детей с ТНР, зачастую лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие ПКПП в учреждении дошкольного образования.